Purgine (purgine) wrote,
Purgine
purgine

Categories:

Рязано-окские могильники в Ивановской области



Очередная "сенсация" от журналистов - финны в Ивановской области. Конечно же это очередная дешевая журналистская утка, финны живут в Финляндии и являются очень молодым народом. На самом деле это могильник рязано-окской культуры, о чем собственно и говорят сами участники экспедиции:

О, наша экспедиция. Только написан какой-то бред. Захоронения относятся к культуре Рязано-окских могильников. Про переписывание это журналюги придумали. Comment by Саша — 3 September, 2008 @ 21:02
Ссылка

Поэтому будьте очень внимательны к вот такого рода агит-сайтикам, которым только и подавай такую лажу - http://merjamaa.ru/news/asdasd/2011-06-17-270

Очень интересны те вещи, которые можно разглядеть в репортаже.

Ажурная бляха.


Аналоги:
Кузьминский м-к


Данные бляхи являют собой так называемый андреевско-писеральский импульс, под этим замысловатым названием скрываются сарматы, которые и заложили основу рязано-окской культуры.


Височные кольца с лопастью.


Вот, что относительно колец с лопастью пишет И.В. Белоцерковская:

Инвентарь женских погребений (КРОМ).

Характеристика элементов женского костюма (КРОМ) по периодам. Для периода 1 – начала 2а характерны головные бляхи с гравированным концентрическим орнаментом (рис. 7: 1, 2); височные кольца «с лопастью», ранние серии ажурных застежек «рязанского типа»;

Височные кольца с лопастью, распространенные в рязано-окских могильниках, явным своим прототипом имеют мощинские формы [Воронцов, 2002, рис. 3: 1; Седов, 1982,табл. XII: 1], по конструкции они аналогичны раннекошибеевским, во многих случаях превосходя их размерами. В.В. Шитов, проанализировав ареал этих украшений, пришел к обоснованному выводу об их восточнобалтском происхождении [Шитов, 1988а, с. 14]. Неоднократно отмечалось, что эти кольца часто находят рядом с кистями рук, но ни разу не было упомянуто о том, что они были надеты на руки. Тем не менее, в ряде комплексов кольца с лопастью зафиксированы по месту ношения, в составе головного убора, к которому вплотную крепились при помощи ремешков, отходящих от проволочной части колец, (Кораблино 39а), или были подвешены на ремешках, доходивших до уровня плеч (Заречье 112). Надо думать, что первоначально эти украшения были височными, затем их прямое назначение забылось, однако, их продолжали использовать в погребальном ритуале. В отдельных случаях ясно видно, что им придавался сакральный смысл, в частности в Кораблино 6а четыре кольца разных размеров были попарно вложены друг в друга и положены около головы погребенной, в Кораблино 2а одно кольцо также было вложено в другое.




Надо думать, что в периоды 1–2б сформировался убор, в котором сочетались ранние андреевские традиции, мощинские, «позднедьяковские» москворецкие, прикамские и позднесарматские черты. Наследие населения, оставившего Андреевский, Писеральский курганы и городище Пичке-Сорче, в женском окском уборе рассматриваемого времени сохранилось в основном в уже переработанном в раннекошибеевский период виде. К нему относятся: обычай использования в уборе крупных пластинчатых блях [Шитов, 1988а, табл. II: 1 и др.], накосников в виде пронизей-полуцилиндриков, привесок-уточек, гривен «со скользящей» петлей, сюльгам, бронзовых спиральных пронизей и, возможно, спиральных перстней. Прототипы головных блях с гравированнымьорнаментом в виде блях-застежек с ребром (в Кошибеево – с несколькими концентрическими валиками) также есть в древностях андреевского круга.



Мощинское влияние сказалось в ношении височных колец с лопастью, витых петлеконечных гривен и, возможно, в появлении сначала литых, а потом и кованых пластинчатых трехлопастных привесок, происходящих от лунниц горизонта украшений с эмалями, а также большого числа проушных топоров в мужских комплексах. Судить о характере этого влияния довольно сложно. Височные кольца с лопастью, безусловно, были племенным женским украшением и свидетельствуют о появлении на Средней Оке представительниц этой группы. Но либо они были немногочисленны, либо поволжскофинский компонент, представленный андреевско-кошибеевским населением, оказался устойчивым к инокультурным влияниям. Назначение этих колец было довольно быстро забыто, чего нельзя сказать о проушных топорах, которые бытовали в местной среде более длительный отрезок времени.

Любопытно, что могильник в Ивановской области находится относительно далеко от основного ареала рязано-окских могильников.

Еще более интересным фактом является, то что могильники рязано-окцев нашли в окрестностях Можайска, на территории республики Марий Эл и в Посурье. Видимо не врал Иордан, когда писал о подвигах Германариха.

Subscribe

  • Композиционные портреты

    Для тех кто в танке. Как можно делать выводы, если ты даже не видел аналогичные композиционные портреты (т.е. собранные этой же командой данные и…

  • Олёш... светлая память...

    Олёш... светлая память... Сегодня утром именно с таким заголовком пришло мне письмо от Веры Алексеевой. Умер мой земляк Алексей Николаевич Лесных,…

  • Творческий порыв

    Прошу совета. Хочу совместить два вот этих изображения. Куда лучше маки прилепить, на лоб или на глаз?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments