?

Log in

No account? Create an account

PURGINE

Толерантность – это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься...

Previous Entry Share Next Entry
Из истории села Серповое
purgine
Сейчас село Серповое относится к Моршанскому району.
История села Серповое насчитывает ни одно столетие, в наши дни довольно трудно установить, когда именно оно возникло, а можно лишь предположить, что застучали здесь топоры первых поселенцев задолго до строительства крепости Тамбов. О сёлах Поценья говорят ещё древние грамоты рязанских князей. В одной из них, относящейся к 1496 году, читаем: "…А что наши сёла в Мордве на Цне и на Украине; а те сёла ведаши нам по записям" . Стоит отметить, что под названием "Украина" в древних документах 15-16 веков имеются в виду южные и юго-восточные окраины Московского государства. Наверное, возникло село с началом заселения этого края великороссами спустя много лет после разорения Рязани Батыем (хотя существуют и другие версии), ведь долгое время здесь было Дикое поле, места безлюдные, лесистые, непроходимые, которые кое-где населяли мордва, меря, морша и беглые каторжники, разбойники. В этих краях существует множество легенд о Кудеярах, а мордовское поселение на Жёлтом бугре до сих пор оживает в рассказах старожилов.
Мордва действительно жила на противоположном берегу реки. Народы прекрасно соседствовали, и не раз уводили молодые парни красивых девушек, между них заключались браки. Наверное, Мордвинцывы, Марины - это их прямые потомки.
Жёлтый бугор имеет ещё одно название. В документах он значится как Воскресенский. Под этим названием он описан и как археологический памятник Серповской могильник. "Расположен на правом берегу реки Цна в двух километрах к востоку от села на дюне с местным названием "Воскресенский бугор"… Впервые упоминается в "Известиях ТУАК" (1890).
В 1892 году А.А.Спицын обследовал могильник, выявив 37 мордовских погребений, в которых найдены железные копья, медные и серебряные пряжки, гривны с подвесками в виде колец, а также пояс, украшенный 12 золотыми византийскими монетами 7 в. н. э.
Погребенные находились в грунтовых ямах с закруглёнными углами, головой в основном на север, в отличие от других могильников среднецнинской мордвы. Археологи считают это этническим признаком эрзи".
В документах первое упоминание о селе Серповое относится к 1623 году . К тому времени насчитывалось в нём 120 крестьянских и 5 бобыльских дворов; во второй половине 18 века численность населения, согласно церковным описям, составляла1636 человек, а в начале 19 века было " дворов 550, 1873 жителя мужск. пола и 1859 жителей женск. пола, великороссы, занятие жителей - выделывание телег, саней, тарантасов и отхожий промысел, имеют 1 1/4 дес. земли на душу". К 1917 году население села выросло до 4227 человек.
Местоположение села было удивительно выгодным для разного рода занятий. Раскинулось оно по устью реки Серп, от неё и получило своё название Серповое, рядом красавица Цна, глубокая, широкая, судоходная; лес удивлял обилием ягод, грибов, рыскучего зверя; луговые просторы давали возможность заниматься земледелием и скотоводством. Отсюда водными путями к царскому двору везли пеньку, лён, пушнину, шерсть, рыбу, мёд, ведь село считалось дворцовой вотчиной после смерти в 1622 году бездетного князя Булая Кудашева. Дело в том, что Верхоценская волость долгое время являлась собственностью темниковских служилых татарских мурз.
Но селом Серповое стало называться только с 1797 года, когда возвели первый храм. Однако люди глубоко верующие и щедрые жили в нём. Об этом тоже можно прочитать в документах. Вот запись, относящаяся к 1648 году: "Верхоценской волости деревни Серповой жилец Никифор Мещин дал вкладу на монастырь свой бортный ухожий на Вороне со всяким рыскучим зверем и рыбною ловлею, в прок, без выкупу и без отыму" .
История - удивительно интересная, но забывчивая наука, верит только документам и частично доверяет рассказам старожилов. Говорят: "Ушло в историю". Значит - прошло, забылось, но судьба родного края заставляет многих и многих прикасаться к ветхим страницам рукописей, документов, говорить, вспоминать, рассказывать. Много есть во всём этом вымысла, однако мы хорошо знаем, что Тамбовская земля помнит топот конниц не только хана Батыя, но и соседей-кочевников. Они не раз нарушали покой местного населения. А история села хранит в памяти жителей рассказы о народных восстаниях и бунтах, мятежах и войнах. Всё это было! Только со временем приобретают события элементы вымысла, превращаясь в волшебный сказ или красивую легенду. Не будем теперь отделять реальное от интересной выдумки, а просто задумаемся над настоящим…

http://morshansk.ucoz.ru/news/2008-05-20-103